Из многочисленных архитектурных достопримечательностей Крыма более всего поражает Судакская крепость. Целостная оборонительная система средневекового города прослеживается во всех деталях.
Отсутствие современной застройки выгодно подчеркивает уникальность памятника и способствует проведению широкомасштабных археологических и архитектурных исследований. Судакская крепость представляет значительный интерес и как памятник культуры международного значения. Она привлекает внимание всех, кто стремится познать прошлое Крыма.
В результате археологических и архитектурных исследований, реставрационных работ, проведенных за три десятилетия на территории Судакской крепости, значительно расширены хронологические рамки существования города. Ученые установили, что с середины VII в., задолго до появления генуэзцев в Северном Причерноморье, на этой территории в течение нескольких веков существовал защищенный оборонительными сооружениями византийский город Сугдея — торгово-экономический и политический центр региона. Это дало основания ученым и специалистам называть крепость не Генуэзской (такое название она имела длительное время), а Судакской.
Благодатный климат и выгодное географическое расположение Крымского полуострова, в особенности его южного побережья, издавна привлекали к себе внимание многих народов. На протяжении античного и средневекового периодов греческая культура активно влияла на народности, сменявшие в Крыму одна за другую. В конце античного периода почти все население Северного Причерноморья, независимо от этнической принадлежности, крепко усвоило основные черты эллинистической культуры и начало воспринимать греческий язык в качестве языка культуры и образования.
Территория генуэзской Солдайи разделялась крепостными стенами на три части: цитадель — замок св. Ильи, нижний город — крепость Святого креста и портовое предместье. Для охраны Солдайи генуэзская администрация нанимала от 20 до 80 солдат — степендиариев, за достаточно высокую плату. Однако наемных солдат было маловато не только для защиты крепости, но и даже для ее охраны. Поэтому мужское население города должно было в ночное время в порядке очереди охранять крепостные стены. За уклонение от этой обязанности администрация налагала на нарушителей штрафы.
Пространство внутри крепостных стен, в настоящее время пустующее, времена было застроено жилыми домами и культовыми сооружениями. Жилые дома Солдайи располагались на террасах, которые спускались по склонам крепостной горы. От севера к югу протянулись пять улиц, соединенных узкими переулками, которые проходили по краям террас. Дома были многоэтажными. Нижний этаж — каменный — использовался в хозяйственных целях. Второй, а иногда и третий этажи делались из дерева или сырцового кирпича (самана).
Из письменных источников известно, что на территории города находилось несколько больших христианских храмов и много небольших часовен. Как свидетельствуют археологические исследования, за пределами крепостных стен (на расстоянии до одного километра) располагались постройки городского посада с усадьбами, где жили ремесленники и размещались их мастерские. По нормам средневекового городского права, любое производство, связанное с огнем (гончарное, металлообрабатывающее и т.д.), выносилось за пределы городских кварталов. При размещении ремесленных мастерских учитывалось даже господствующее направление ветра, во избежание попадания искр на здания.
На каждом сооружении генуэзцы устанавливала закладную плиту с информацией о времени строительства и принадлежности строения. В верхней части плиты обычно содержалось несколько строк латинского текста. Например, надпись на одной из плит дословно переводится так: “Это сооружение приказал построить благородный муж и достопочтенный консул Солдайи Паскуале Джудиче в первый день августа в 1392 года”. В нижней части плиты изображено три щита с гербами: на центральном — герб Генуи, влево от него — герб генуэзского дожа (высшего административного лица Генуэзской республики), справа — герб рода, из которого происходил консул.